Велосипедные спицы играют важнейшую роль в колесе. Несмотря на то, что они выполняют такую важную работу, на них часто не обращают внимания, пока спицы не начинают выходить из строя.
В результате колесо теряет прочность и целостность, и в конечном итоге велосипед становится непригодным для езды.
Что такое велосипедные спицы?
Это тонкие стержни, идущие от втулки к ободу. Один конец спицы разогнут и входит в отверстие втулки. Другой конец спицы имеет резьбу и крепится к ниппелю, проходящему через отверстие в ободе.
Поскольку спицы в колесе одинаковой длины, они удерживают втулку в центре обода, а благодаря тому, что они очень плотно прилегают друг к другу, обод остается круглым. В любом колесе каждая спица имеет примерно одинаковое натяжение (затяжку), и это натяжение регулируется и настраивается путем затягивания и ослабления ниппеля на резьбовом конце спицы.
Конец спицы, прикрепленный к развальцованной части, может быть как крючковатым (спицы j-bend), так и прямым (спицы straight pull).
Виды велосипедных спиц
- Спицы с J-образным изгибом. Многие втулки совместимы с этой спицей. Изгиб является слабым местом и часто приводит к поломке.
- Прямые спицы. Они легче и меньше подвержены поломкам, но их сложнее править и устанавливать, поскольку спица может вращаться.
Спицы могут быть изготовлены из различных материалов, но наиболее распространенной является нержавеющая сталь. Она обладает прочностью, гибкостью и легкостью.
Спицы из нержавеющей стали бывают разных профилей:
- Обычные. Бюджетные спицы, обладающие меньшей гибкостью. Они имеют одинаковую толщину по всей длине.
- Single butted. Толще на конце втулки, а затем одинаковой толщины на остальной части спицы. Это усиливает её в самом слабом месте. Такие спицы встречаются нечасто, но они самые дешевые и удобны для сборщиков, так как их можно укоротить и нарезать на конце резьбу.
- Double butted. Аналогичны спицам с Single butted, но имеют дополнительное усиление в районе ниппеля. Дополнительная прочность достигается за счет того, что средняя часть спицы тоньше и поэтому более гибкая. Такие спицы толще у сгиба и возле резьбы и более узкие в середине.
- Triple butted. Имеют дополнительную толщину в районе конца втулки для дополнительного усиления самого слабого места. Они прочнее, но тяжелее, чем двойные, и предназначены для дальних поездок и некоторых горных велосипедов.
- Bladed. Они сплюснуты посередине и, как правило, прочнее перечисленных выше спиц, поскольку подвергаются дополнительной ковке. Они не только прочные, но и более аэродинамичные. При установке они склонны к скручиванию, теряя свои аэродинамические преимущества, поэтому их необходимо удерживать на месте с помощью держателя спиц с лопастями или разводного ключа.
Крепление спиц к ободу
Большинство спиц имеют резьбовой конец, который проходит через обод и крепится к ниппелю - гайке с резьбой. Широкая часть упирается в отверстие спицы обода, а остальная часть просовывается сквозь него. Она имеет четыре плоские стороны, и спицевой ключ может входить в паз вокруг этой части ниппеля, что позволяет легко затягивать или ослаблять спицу.
Резьба. Поскольку резьба у разных производителей немного отличается, для обеспечения совместимости лучше приобретать ниппели вместе со спицами.
Размер. Толщина спицевого ключа в месте его прилегания к ниппелю может быть различной. Если вы устанавливаете спицы на разные колеса, вам придется приобрести либо несколько спицевых ключей разного размера, либо универсальный ключ, в котором все размеры собраны в одном инструменте.
Длина. Длина ниппелей варьируется от 12 до 16 мм. Это означает, что если у вас обод с глубоким сечением, то более длинный ниппель будет легче установить.
Материал. Ниппели для спиц изготавливаются из алюминия или латуни. Латунные ниппели немного тяжелее, но зато меньше вероятность их закручивания при использовании спицевого ключа.
Длина велосипедных спиц
Даже самое прочное и хорошо сделанное колесо не будет служить вечно, и спицы могут сломаться. Но не все так плохо. Если одна спица сломалась и проблема была обнаружена довольно быстро, можно установить новую спицу.
Поскольку спицы бывают разной длины, важно заменить их на те, которые соответствуют размерам.
Спица с J-образным изгибом измеряется от середины изгиба до конца нити, а прямая спица - от развальцованного конца до конца резьбы.
Измерение выражается в миллиметрах с точностью до целого миллиметра.
Даже если два колеса имеют одинаковый диаметр, велика вероятность того, что спицы будут разной длины. Ниже перечислены факторы, определяющие, какая длина спицы нужна вашему колесу:
- Размер фланца ступицы.
- Диаметр обода.
- Количество отверстий в ступице или ободе.
- Диаметр ступицы.
- Количество крестов в схеме шнуровки.
- В случае заднего колеса с зубчатой передачей - на какой стороне находится спица.
Что приводит к поломке спиц?
- Срывание цепи с задних звездочек и трение, приводящее к износу металла на спицах, что делает их более слабыми и повышает вероятность поломки.
- При столкновении или ударе, особенно боковом.
- Ослабление резьбы на конце спицы на одной или нескольких спицах, что изменяет натяжение колеса и оказывает давление на другие спицы.
- Возраст. По мере износа остальных частей колеса изнашиваются и спицы.
- Если спицы ломаются регулярно и без какой-либо конкретной причины, то, вероятно, пришло время купить новое колесо или отремонтировать старое.